На Лемносе прошёл детский историко-политологический лагерь

Детский историко-политологический лагерь на о.Лемнос был проведен в период с 10.06.2015 по 24.06.2015.  Группа участников лагеря составила 15 человек (вместо запланированных 16-ти, в результате выбытия одного кадета по болезни). Среди слушателей – учащиеся Донских Новочеркасского имени Александра III и Шахтинского имени Я.П.Бакланова казачьих кадетских корпусов, Кропоткинского имени генерала Г.Н.Трошева казачьего кадетского корпуса Краснодарского края, Московского казачьего кадетского корпуса имени М.А.Шолохова, учащиеся воскресных школ Москвы и Московской области. Кроме того, в составе лагеря были офицеры-воспитатели из указанных корпусов.

Преподаватели лагеря, молодые историки и политологи, многие из которых – сотрудники Российского института стратегических исследований (Москва), подготовили лекционный курс «Русское зарубежье: история и геополитика», состоящий из 8 лекций (в том числе 2 видеолекции), которые можно посмотреть на нашем сайте, а также по ссылке:

http://www.youtube.com/channel/UCZ7kMSKYC2owAIGh4ufD_jw

В целом программа лагеря носила просветительский характер и была очень насыщенной. Слушателям лагеря была предоставлена возможность побывать на местах тех или иных исторических событий, принять участие в мемориальных мероприятиях на русских кладбищах о. Лемнос, проверить свои знания в тематической интеллектуальной викторине «Что? Где? Когда?», испытать  себя в реконструкции. Реконструкция «Один день из жизни казачьего лагеря на о. Лемнос» проводится с успехом уже второй год и позволяет всем участникам соприкоснуться с жизнью казаков-беженцев и прочувствовать все трудности, с которыми  столкнулись казаки, оказавшиеся  на о. Лемнос почти сто лет назад. Кроме того, были проведены экскурсии по красивейшим местам острова, множество спортивных мероприятий, а также мероприятий творческой и культурной направленности.

Уникальность данного проекта состоит в том, что он позволяет слушателям лагеря не только получить ценную и важную информацию, связанную с историей и геополитикой, принять участие в образовательных, исследовательских и культурно-просветительских мероприятий в целях увековечивания военной истории России, но и отдохнуть, расширить кругозор, получить навыки коммуникативного общения и познакомиться с культурой дружественного нам православного государства.

В результате работы тематического лагеря в среде молодежи были распространены знания о русской эмиграции на о. Лемнос; повышена информированность об истории России начала ХХ века; сформирован объективный взгляд на события тех лет; исследованы в современном и историческом контекстах механизмы укрепления геополитического влияния России (на исторических примерах).

В благодарственных письмах из Кропоткинского имени генерала Г.Н. Трошева казачьего кадетского корпуса Краснодарского края и Донского Новочеркасского имени Александра III казачьего кадетского корпуса была дана высокая оценка работе детского историко-политологического лагеря на о. Лемнос.

Некоторые выводы по работе лагеря в этом году.

1. Двухнедельная работа лагеря выявила ряд проблем, связанных с преподаванием основных гуманитарно-обществоведческих дисциплин в кадетских корпусах России, включая Московский. В этих учебных заведениях работа, связанная с патриотическим воспитанием и образованием не носит системного характера, так как не уделяется должного внимания основным историческим вехам досоветского периода и современному общественному контексту. Кадеты не владеют информацией, связанной с историей Великой войны, с событиями связанными с Русским Исходом и современным геополитическим положением России. Это вызывает особую обеспокоенность на фоне активной антироссийской пропаганды в образовательных учреждениях, осуществляемой в странах ЕС (включая Грецию).  Так, показательным примером стало общение греческих детей-школьников с представителями лагеря. В разговоре греческие дети указывали на притеснения представителей ЛГБТ-сообщества в России и на обоснованность введения против нашей страны санкций. Греческие школьники в ряде диалогов демонстрировали неприязнь к политическому руководству России. Длительное общение слушателей лагеря с представителями греческой молодежи способствовало изменению взглядов молодых греков на Россию и ее политику.

2. Работа лагеря продемонстрировала важность ведения патриотической и образовательной деятельности для кадет именно за рубежами страны – там, где наглядно можно рассказать о последствиях Октябрьского переворота и политической измены. К тому же следует отметить, что острова Эгейского моря и особенно остров Лемнос – это важное с геополитической точки зрения место, связанное с традиционным позиционированием России в качестве сверхдержавы.

3. Так как одной из основных целей лагеря являлось увековечивание военной исторической памяти и памяти о событиях эвакуации на остров Лемнос русских беженцев и казачьих частей в 1920—1921 гг., ключевыми этапами реализации проекта были действия, связанные с Русским кладбищем и воссозданием событий 90-летней давности в ходе проведенной реконструкции. Работы на кладбище, связанные с обустройством могил, продемонстрировали интерес учащихся кадетских корпусов к истории страны. Кадеты пытались выяснить судьбу умерших на острове, основные вехи их биографии. Ребята задавали вопросы, акцентируя внимание на последствиях Октябрьского переворота.

Дополнительный интерес участников лагеря к событиям истории начала 20 века был вызван в рамках проведения реконструкции. В ходе выполнения заданий реконструкции был продемонстрирован общий командный дух и стремление лучше узнать историю.

Фотоотчет о лагере можно посмотреть здесь.