Православные монархии в ХХ веке. Международная научная конференция в Кикинде (Сербия)

Центральным событием Вторых «Русских дней» в Сербии в провинции Кикинда стала научная конференция «Православные монархии ХХ века. Опыт России и Сербии».

Центральным событием Вторых «Русских дней» в Сербии в провинции Кикинда стала научная конференция «Православные монархии ХХ века. Опыт России и Сербии», которая прошла 14 мая. Открыл конференцию руководитель российской делегации, депутат Государственной Думы РФ, М.В. Дегтярев. Он отметил, что посещение русских кладбищ в провинции Кикинда (Сербия), на острове Лемнос (Греция), помогает нам понять, что произошло в нашей стране в начале ХХ века, помогает переосмыслить нашу историю.

С приветственным словом выступил Председатель Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел», генерал-лейтенант Л.П. Решетников. Он подчеркнул, что выбор темы конференции не случаен: «Это естественная для нас тема. Те русские люди, которые похоронены в Кикинде, были монархистами, это были подданные Российской Империи. Если мы говорим о сохранении исторической памяти, то сегодня мы должны понять, чем дышали эти люди, о чем они мечтали, что они защищали. Кроме того, для Европы монархия – это естественное состояние. Вспомним, сколько было и есть в Европе монархических стран. Идея монархии живет и в умах наших людей, что подтверждают недавние опросы общественного мнения. Все это делает тему нашей конференции актуальной». Подробнее о конференции можно прочитать в отдельном материале.

С докладом «Роль и судьба православной монархии в ХХ веке. Король Александр Первый Карагеоргиевич» на конференции выступил к.и.н. Н.В. Бондарев. В своем выступлении он осветил фигуру короля Александра Первого через призму создания Королевства сербов, хорватов, словенцев. Король Александр стремился создать сильное государство сербов, отстаивал интересы сербского народа. Он не принял навязанную ему Западом модель государства, и за это был убит в 1934 году в Марселе. Король Александр Первый был образцом настоящего православного самодержца. Он очень много сделал для организации жизни русских беженцев, приехавших в Сербию после революции 1917 года.

С докладом о почитании Царя-страстотерпца Николая Второго в Сербии выступила докторант Белградского университета Милана Живанович. Она отметила, что почитание Николая Второго в Сербии началось в 20-х гг. ХХ века, сразу после его зверского убийства, и оно продолжается до сих пор. Один из самых почитаемых в Сербии святителей Николай (Велемирович), епископ Жичский писал: «Велик долг наш перед Россией. Долг Сербии перед Россией, за помощь сербам в войну 1914 года, огромен – многие века не в состоянии будут возместить его все последующие поколения. Это долг Любви, без раздумия идущей на смерть, спасая ближнего. «Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» – это слова Христа. Русский Царь и русский народ, приняв решение о вступлении в войну ради защиты Сербии, будучи не подготовленными к ней, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы забыть когда-нибудь, что Русский Царь, подвергая опасности и детей и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы смолчать перед Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам самим? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию. Если бы Русский Царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, эгоизма, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил голову свою, за что сложили головы чада его и миллионы подданных». В 1936 г., при закладке в Брюсселе Храма-Памятника Царской Семье, Сербский Митрополит Досифей, выступая от имени Святейшего Патриарха Варнавы, сказал: «Сербия чтит Государя Императора Николая II, как святого, а на Соборе Сербских Архиереев не так давно был поднять вопрос о причислении Царя-Мученика Николая II к лику святых Сербской Церкви. В двух новопостроенных в Сербии храмах Царь-Мученик Николай Александрович изображен на иконе как святой».

Сегодня в Белграде, в Бане Луке стоят памятники Николаю Второму, защитнику славянства и сербов. Построенный в 1933 году в Белграде «Русский дом» носил имя Царя Николая Второго. Этот дом можно считать первым памятником русскому царю в Белграде. К сожалению, сегодня историческое название утрачено. В советское время это был «Дом советской культуры», сейчас это «Российский центр науки и культуры». После выступления Миланы Живанович Л.П. Решетников предложил подготовить обращение в Министерство иностранных дел РФ и Россотрудничество о возвращении исторического имени «Русскому дому».

В докладе «Особенности русской самодержавной монархии» к.и.н. М.Б. Смолин остановился на четырех особенностях монархии как государственного строя. Первой особенностью он назвал царскую прерогативу, второй – привлекательность, как в личном, так и в общественном плане. Он опроверг утверждение, что монархия ничем не ограничена и провел анализ династичности в сравнении с выборной республиканской системой. По мнению докладчика, династии зачастую охватывают всю историю нации, в то время как президент выбирается на короткий срок, поэтому можно образно сказать, что «династия – это любовь, а парламент – это влюбленность».

Завершил программу выступлений на конференции историк и писатель А.А. Музафаров. В своем докладе «От прошлого к будущему. Перспективы православной монархии в ХХI веке» он провел интереснейший исторический анализ и подробно остановился на условиях и препятствиях для возвращения монархического строя. «С XVI по начало XIX века в мире существовала лишь одна православная монархия – это Россия. К началу ХХ века при поддержке Российской Империи в мире появилось еще пять православных монархий: Румыния, Болгария, Сербия, Черногория, Греция. После революции 1917 года большую часть этих монархий уничтожил СССР. Получается, Российская Империя созидала монархии, а Советский Союз их разрушал», – подчеркнул докладчик. Можно с уверенностью  сказать, что большинство монархий исчезли под активным внешним воздействием, это не была воля народа.

Говоря о препятствиях возвращения монархии, А.А. Музафаров выделил следующие: инерционность общества, боязнь перемен; наличие левой идеологии и тех, кто борется против монархии; мифология о монархии в массовом сознании. «Современные люди не знают, как жили их предки при монархии. До сих пор, к сожалению, очень сильны штампы советской идеологии, которые распространяются и на современную молодежь. Кроме того, восстановление монархии – это огромный труд, прежде всего в нравственном, в духовном плане», – подчеркнул докладчик. По мнению А.А. Музафарова, есть два сценария возврата монархии, позитивный и негативный. Негативный – это тот, который пережила Россия в Смутное время, «когда монархия возродилась на пепелище», а позитивный – это тот вариант, когда обществу станет тесно в рамках республики и будет поставлен вопрос об изменении государственного строя (эта возможность прописана в Конституции страны).

Закрывая конференцию, к собравшимся обратился руководитель сербской делегации, основатель патриотических организаций «Наша Сербия» и «Сербский код» Младжан Джорджевич. Он сказал: «Русское кладбище в Кикинде было забыто и запущено 50 лет. Там был лес. Когда мы 2 года назад впервые приехали в Кикинду, местные жители нам сказали: «Что вы здесь ищете, здесь ничего нет, просто лес». А сейчас я с гордостью и огромной радостью могу сказать, что Русское кладбище восстановлено и нам сегодня известны 260 имен похороненных там русских людей. Мы благодарны за возвращение памяти, за наш совместный проект «Русские дни» в Сербии, в провинции Воеводина».