В городе Шахты Ростовской области прошли «Исторические чтения»

 

14-15 декабря 2018 года в городе Шахты Ростовской области по инициативе НБФ «Наследие» и Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый  орел», при поддержке Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области прошли «Исторические чтения» с участием экспертов Общества «Двуглавый орел» О.И. Елисеевой и А.А. Музафарова.

 

 

Мероприятие проводилось в Шахтинском имени Я.П. Бакланова казачьем кадетском корпусе, и это не случайно. Этот корпус неоднократно побеждал в конкурсах-смотрах «Лучший казачий кадетский корпус России» и является одним из лучших средних учебных заведений Юга России. Руководство корпуса уделяет большое внимание не только общеобразовательному, но и нравственному развитию своих кадет. А что может быть лучшим средством для воспитания гражданственности и чувства долга, чем знакомство с историей своего Отечества. 

Слова Н.М. Карамзина «История – это священная книга народа», здесь не пустой звук, а руководство к действию. Экспозиция музея корпуса постоянно пополняется экспонатами, привезенными из археологических экспедиций. Кадеты, которые своими руками ведут раскопки на местах боев Гражданской войны, занимаются поиском документов в архивах, узнают о судьбах своих соотечественников – будь то генералы – герои войны 1812 года или юнкера полковника В.М. Чернецова — никогда не дадут увлечь себя новоявленным революционерам, под какими бы флагами те не выступали. Ибо знают,чем кончаются красивые идеи о всеобщем счастье и справедливости.

Поводом для проведения «Исторических чтений» в этом году стала презентация учебно-методического пособия «Трудные вопросы отечественной истории» под редакцией д.и.н., профессора Д.М. Володихина. Кроме него в авторском коллективе известные историки — Г.А. Елисеев, О.И. Елисеева и А.А. Музафаров. Книга была издана НБФ «Наследие» в июне 2018 года в рамках реализации социально-значимого проекта «Наследие моего Отечества», поддержанного Фондом президентских грантов. Пособие дает ответы на 24 «трудных» вопроса по отечественной истории из перечня, разработанного Министерством образования РФ.Почему эти вопросы определены как «трудные»? На прошедшей в Москве в октябре 2018 года презентации пособия, один из его авторов, к.и.н. Г.А. Елисеев, так ответил на это вопрос: «Мне хотелось бы подчеркнуть, что название «трудные»вопросы – это своего рода псевдоним. На самом деле – это идеологизированные и мифологизированные вопросы. И мы старались эти вопросы очистить от вранья».

14 декабря книга была представлена в городе Шахты учителям истории казачьих школ и кадетских корпусов области. Необходимо подчеркнуть, что учителя истории – это одна из важнейших целевых групп проекта «Наследие моего Отечества». Обращаясь к аудитории, О.И. Елисеева отметила: «Это первое учебное пособие, написанное людьми с консервативным взглядом на русскую историю, где каждый автор придерживается государственнических и православных взглядов». Продолжая рассказ о книге, А.А. Музафаров подчеркнул: «Для нас история России не закончилась в 1917 году. Мы старались добросовестно, не приукрашивая и не искажая фактов описать исторические события. Любой факт в книге подкреплен и аргументирован.Мы надеемся, что книга поможет узнать о малоизвестных фактах и дать трактовку разным историческим событиям с консервативной точки зрения».

Далее эксперты Общества «Двуглавый орел» прочитали лекции по тематике «трудных»вопросов, приуроченные, кроме того, к историческому календарю России. О.И. Елисеева выступила с темой «Пушкин, декабристы и Николай I», а А.А. Музафаров рассказал о Мировых войнах в истории России. Лекции вызвали живой интерес аудитории. В заключение встречи все собравшиеся получили в подарок учебно-методическое пособие «Трудные вопросы отечественной истории».

15 декабря «Исторические чтения» продолжились для преподавателей и учащихся ВУЗов города Шахты (Южно-Российского государственного политехнического университета(НПИ) имени М.И. Платова, Института обслуживания и сферы предпринимательства (филиал ДГТУ)), студентов педагогического колледжа, кадет старших классов корпуса. В этот день О.И. Елисеева в своей лекции «14 декабря. Праздник непослушания или что вскрыло следствие?» рассказала о восстании декабристов, а А.А. Музафаров прочитал лекцию о распаде СССР. Его выступление по одному из самых дискутируемых вопросов нашей истории вызвало широкое обсуждение и вопросы аудитории.

Живой интерес к новому учебному пособию и докладам говорит, в первую очередь, о неравнодушном отношении к преподаванию истории, не для галочки, не для успешной сдачи ЕГЭ, а для того, чтобы выросло новое поколение русских людей, знающих и любящих свое Отечество.Опыт проведения «Исторических чтений» показал востребованность подобных мероприятий для региональной аудитории и необходимость расширения формата встреч. Помимо презентации новых изданий и чтения лекций, интересным направлением стало бы проведение круглых столов и семинаров для расширения общения с преподавателями истории, установления обратной связи и создания популярной платформы для обмена мнениями и опытом. Сегодня остро стоит вопрос о разработке методики внедрения актуальных знаний по истории России  — подготовке вопросов, тестов, заданий для контрольных и самостоятельных работ. Организаторы рассматривают возможность проведения «Исторических чтений» ежегодно на регулярной основе.

После завершения мероприятия к.и.н. О.И. Елисеева поделилась своими впечатлениями:

«Вернуться в Россию можно по-разному. Можно у себя в душе, как делает большинство из нас. А можно в прямом географическом смысле. Материк России поднимается из-под вод, уже видны купола монастырей, а горные пики кажутся островами, едва возвысившимися над остальным морем. Таков Казачий кадетский корпус имени Я. П. Бакланова на в городе Шахты, некогда Александрове-Грушевском. Коммунистическая улица с разъезженной колеей (асфальта-то нет) упирается в высоченный бетонный забор с портретом императора Николая II на постере. Открываются железные ворота, и вы – на родине. По одну сторону Шахты, по другую Александров-Грушевский. Рубленная церковь, чистые дорожки, памятник цесаревичу Алексею, добрые русские люди. Здесь не опасаются быть собой, воспитывают русских детей и стараются не обременять гостей своими проблемами (хотя учебное заведение бюджетное, а на дела образования у нас государство нещедро). Зато для авторов учебного пособия по истории руководство корпуса собрало учителей из местных казачьих школ. Поговорили, поахали. Результатом встречи стало понимание – надо не просто писать тексты, а разрабатывать методики внедрения наших знаний и нашего видения Прошлого России: вопросы, тесты, задания для контрольных и самостоятельных работ, планы уроков. Оно не возникло бы без этой поездки. Спасибо, баклановцы». 

НБФ «Наследие» и Общество развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» сердечно благодарит директора Шахтинского имени Я.П. Бакланова казачьего кадетского корпуса В.А. Бобыльченко за помощь в организации мероприятия. 

Елена Решетникова

В материале использованы фотографии пресс-службы ИСОиП (филиал ДГТУ в г. Шахты).


Поделитесь