Детско-юношеский православный лагерь «Лемнос-2014»

В 2014 году исполнилось 10 лет с того момента, как мы впервые приехали на о. Лемнос и начали активную работу по восстановлению исторической памяти. В этот юбилейный год детский православно-патриотический лагерь «Русский Лемнос» собрал 14 детей. Среди них кадеты Донских казачьих корпусов из Шахт и Новочеркасска, Кубанского Кропоткинского и Московского им. Шолохова казачьих корпусов, дети из Москвы и Коломны.

8.06  Вечером мы стартовали из Москвы, побывали на ночной экскурсии в Афинах (спасибо замечательному экскурсоводу Сократу!).

9.06  Рано утром мы наконец-таки добрались до Лемноса и расположились в Мирине, столице острова. Первый день мы отдыхали после утомительного перелета, который не обошелся без приключений (о которых мы здесь рассказывать не будем).

Программа лагеря предусматривает проведение историко-спортивной игры для детей на протяжении всей смены. Игра состоит из множества конкурсов, соревнований, военно-спортивных состязаний. Поэтому мы поделились на два отряда, выбрали командиров. Придумали девиз, нарисовали отрядные флаги.

В первый вечер у нас состоялась увлекательная беседа с детьми  о том, что им известно о Лемносе. Из нее мы узнали много нового, но самый любопытный ответ получили от кадета ШКК Артема, который просто и искренне сказал: «О Лемносе я знаю только то, что всем, кто здесь был, всегда все очень нравилось!».

10.06  Провели конкурс «Скульптура из песка» по мотивам греческих и русских сказок.  Победил отряд, создавший из песка интерактивного Змея Горыныча, а Медуза Горгона поразила всех своей необычной красотой.

На вечер запланирована экскурсия на крепость Кастро, во время которой дети узнают о пребывании эскадры графа А. Орлова на о. Лемнос и о победе русского флота в Афонском сражении 19 июня 1807 г.

И еще очень важное и радостное событие — сегодня мы ждем прихода на Лемнос победителя Черноморской парусной регаты самых красивых парусников мира, парусного учебного судна «Надежда». «Надежда» совершает свой поход из Владивостока с 19 февраля. На борту 102 курсанта Морского государственного университета им. Невельского. Мы с нетерпением ждем встречи с героическими и отважными мореплавателями.

11.06 Ура! Свершилось! Парусное учебное судно «Надежда» стоит на рейде у берегов Лемноса. Трудно представить, но парусник отправился в этот поход из Владивостока в феврале. Сколько миль пройдено за это время, сколько испытаний позади! Но главное — «Надежда» — победитель Черноморской парусной регаты, в которой принимали участие самые красивые парусники мира.

Рано утром мы спешим на борт «Надежды». Курсанты — в парадной форме, остальные — в фирменных майках отряда «Лемнос». Курсанты и экипаж парусника устроили для нас настоящий праздник. Помимо экскурсии по кораблю для нас была подготовлена концертная программа. Нашим ребятам рассказали о трудностях и испытаниях морского похода, научили вязать морские узлы, мы отведали настоящий обед моряка. Наши девочки «спелись» с курсантами «Надежды», которые замечательно играют на барабанах и трубе и могут подобрать любую мелодию. Уезжать с борта не хотелось. Вечером жители Мирины могли наблюдать сказочную подсветку «Надежды», которая переливалась всеми цветами радуги.

Если написать кратко о впечатлениях этого дня — это был полный восторг! Незабываемая красавица «Надежда», потрясающий, дружный, сплоченный экипаж. Мы все поняли и осознали, какой ценой достаются победы и отметили, что случайных людей на паруснике нет. Есть команда, девиз которой — упорство, удача, успех!

12.06 Сегодня командование «Надежды» и 30 курсантов отправляются на берег Лемноса. Теперь мы встречаем их на берегу. Из Салоник специально для участия в торжественных памятных мероприятиях прибыл Генконсул РФ А.А. Попов. В программе визита «Надежды» на о. Лемнос — встреча командования парусника с мэром и митрополитом острова, возложение цветов к памятнику эскадрам А. Орлова и Д. Сенявина в Мирине, к памятнику русским морякам эскадры А. Орлова, похороненным в Мудросе. И конечно мы побывали на большом русском кладбище, что на мысе Пунда, с которым нас связывает уже 10-летняя история. Отслужив литию, мы рассказали делегации «Надежды» о трагической странице русской истории, связанной с Гражданской войной и исходом Белой армии из Крыма в 1920—1921 гг., показали результаты своей работы на русском кладбище. А.А. Попов сказал проникновенную речь, в которой отметил, что молодым людям побывать на этом месте особенно важно, чтобы понять ту трагедию гражданской  войны, которая произошла в нашей стране. «Почему случилась эта братоубийственная война? Наш народ в 1917 году отказался от тех ценностей, которые помогали ему сохраниться на протяжении всей 1000-летней истории, начиная с крещения Руси князем Владимиром. Надеемся, что наши мероприятия вызовут попытки анализа, а также мысли о нашем прошлом, настоящем и будущем, помогут ответить на вопрос, кто ты, и что ты можешь сделать для своей страны», — подчеркнул А.А. Попов.

В 21-00 «Надежда» снялась с рейда Лемноса и отправилась к другим берегам. А мы еще долго будем вспоминать парусник нашей мечты и ее героический экипаж.

13.06 Сегодня у нас первый рабочий день на большом русском кладбище. Но сначала мы заезжаем на кладбище деревни Портиану и рассказываем о первой русской могиле на острове, служим литию на могиле А. Голенищевой — Кутузовой.

В этом году мы обозначаем еще несколько новых могил, приводим в порядок территорию, красим забор. Удивительно, но кладбище покрыто зеленой травой. Колючек совсем нет — спасибо нашему греческому садовнику Фотису, который присматривает за кладбищем в течение года. Кадеты работают вдохновенно, любо дорого смотреть.

Вечером — неожиданность. У нашей гостиницы около 30 греческих детишек. Они прознали о нашем приезде и горят желанием сыграть в футбол с нашими мальчишками. Похоже, выходим за рамки своего собственного футбольного турнира на международный уровень. Что делать — наши в азарте, играем на площадке перед лицеем, той самой, на которой несколько раз проходили концерты на наших сентябрьских Русских днях. Собралось около 50 греков, все болеют, кричат. Наши тоже не отстают — вопят «Россия, вперед!»... Проиграли... 4:2. Досадно, но, конечно же, впереди матч-реванш.

14.06  Встреча с митрополитом острова Лемнос, преосвященным Иерофеем назначена на 12 часов дня. С утра пораньше садимся в машины и мчимся на мыс св. Созонта, покровителя о. Лемнос. Заходим в замечательный храм, а потом спускаемся к морю. Здесь мы рассказываем о трагической судьбе флагмана второй эскадры «Архипелажной» экспедиции А. Орлова, корабле «Святослав». Он сел на мель недалеко от берегов Лемноса. Снять с мели его не удалось, корабль был взорван и затоплен.

Возвращаемся в Мирину. Встреча с митрополитом проходит, как всегда, в теплой и дружеской обстановке. Он рассказывает нам о сильном землетрясении, которое недавно пережил остров, о его последствиях. Показывает портрет мученически погибшего митрополита Лемноса, преосвященного Иоакима, убитого турками в 1770 году после отхода эскадр А. Орлова. На прощание митрополит благословил каждого иконой с изображением собора всех лемносских святых, среди которых и св. Созонт.

Вечером, когда спадает жара, мы едем на работу на кладбище.

15.06  Сегодня день отдыха. Воскресная литургия в кафедральном храме св. Троицы в Мирине. Митрополит благословил провести совместное греческо-русское богослужение. Кадеты в форме, девочки в нарядных платьях – стоим на службе. Таня, Сузанна, Настя поют на клиросе, о. Андрей служит вместе с греческим батюшкой о. Антонием. Накануне о. Андрей подготовил весь лагерь к Причастию. В прошлом году у нас появилась эта замечательная традиция – причащаться всем вместе на одном из богослужений. Все прошло очень духоподъемно.

Вечером едем на нашу любимую дюну, где каждый год мы проводим спортивные соревнования. Это необыкновенно красивое место никого не оставляет равнодушным. Холмы, поросшие скудной растительностью, море, и вдруг – высокая песчаная дюна. Среди этой величественной красоты взрослые начинают вести себя как дети, а дети просто уходят в отрыв.

На закате, усталые но довольные, спешим в гостиницу. Надежды на отдых (у вожатых) моментально испаряются при виде кучки греческих футболистов, терпеливо ожидающих нас у гостиницы. Даже после заката. Наши двужильные дети спешат на очередной матч Россия : Греция, который завершается в темноте со счетом 4:7 в пользу греков. Пока не везет…

…Греки сообщают, что албанская сборная тоже горит желанием сыграть с нашей командой…

16.06  Заключительный день работы на кладбище. Мобилизуем все силы, чтобы успеть закончить все, что наметили. В итоге оформлено 18 могил (согласно схеме, это могилы первой волны эвакуации на Лемнос, могилы беженцев), покрашен забор, убрана территория кладбища.

Когда уже закончили работу и собирали инструменты – грянула гроза, что в это время на Лемносе большая редкость.

17.06 Отслужив панихиду на кладбище на мысе Пунда, спешим в Мудрос. Там служим литию на русском участке Антантовского кладбища. На обратном пути заезжаем в маленький рыбацкий городок Коцинас, расположенный в живописной бухте, где обедаем и осматриваем достопримечательности.

Каждый год мы стараемся  развивать традицию проведения театральных вечеров. Тем более что и взрослым, и детям этот вид досуга очень нравится. Сегодня премьера двух сказок – один отряд представляет триллер «Репка», а другой – тоже «Репка», но в стиле «love story». Интересно, что дети сами разрабатывают концепцию спектаклей, помощь взрослых минимальна. На премьере смеемся до умопомрачения, обе сказки удались на славу.

18.06 Главный день. Реконструкция! Событие, к которому мы готовились с февраля. Мы назвали реконструкцией военно-историческую игру, которую впервые проводим на Лемносе. Цель игры – воспроизвести один день из жизни казачьего лагеря, причем на месте реальных исторических событий 90-летней давности.

Накануне каждый отряд выбирает санитара, картографа, художника. У каждого будет свое задание. Но главная ответственность лежит, конечно, на командирах отрядов.

Сразу скажу – наша реконструкция удалась и стала одним из самых ярких событий этой смены, оставила массу ярких, местами даже экстремальных впечатлений, подарила новые эмоции. Хочется написать обо всем подробно, поэтому лучше это сделать в отдельной заметке. Здесь же отметим несколько важных моментов. Во-первых, один день, прожитый в лагере, разбитом на берегу моря на мысе Пунда, сплотил детей так, как не смогли сплотить предыдущие 10 дней, полные конкурсов, соревнований, экскурсий. К концу дня перед нами были две сплоченные команды, действующие слаженно, организованно, плечом к плечу. Экстремальные условия позволили раскрыться и проявить себя каждому, без исключения. Вывод: проводить реконструкцию лучше в начале смены. И второй момент. Когда к 17-00 лагерь был разбит, и жизнь в нем полностью налажена, у нас осталось лишь 4 часа, чтобы насладиться результатами своего труда, ведь до темноты лагерь нужно было свернуть. Дети первые внесли предложение, которое мы оформили во второй вывод: в будущем проводить реконструкцию не одним днем, а как минимум три дня пожить в собственноручно обустроенном лагере на берегу моря.

Хочется выразить особую признательность директору Шахтинского казачьего кадетского корпуса им. Я. Бакланова, В.А. Бобыльченко, и офицеру-воспитателю Кропоткинского казачьего кадетского корпуса им. генерала Трошева, Карабанову А.А., за огромную поддержку и помощь в проведении реконструкции.

19.06  С утра отдыхаем от пережитого накануне, делимся впечатлениями. В 17-00 в порту нас ждет яхта, на которой мы традиционно каждый год катаемся вокруг острова. Но в этом году все не так, как обычно – много неожиданностей и сюрпризов. К моменту выхода яхты в открытое море небо полностью затягивает свинцовая туча. Немного штормит, а через час начинается жуткий ливень. На моей памяти еще не было такого катания. Всегда было ясное небо, яркое солнце, полный штиль, дикие пляжи, к которым мы причаливали для купания. Теперь – вода повсюду, она льет сверху и брызгает откуда-то снизу, холодно, качка, мы все набились в единственную маленькую каюту капитана и …. поем! Ну а как еще поднять дух?! Женя и Данила без устали затягивают все новые и новые казачьи песни, строевые и походные, Соня поет о Москве, Сузанна – о чернобровой казачке, в общем, концерт получился что надо. Поем мы минут 40, все время, пока идет дождь. Когда наконец-то выглядывает солнце, осторожно выходим на палубу – холодно и мокро. Вдруг краем глаза замечаю, что на борту быстро выстраивается шеренга детей, готовых к купанию. Спортинструктор дает команду начать купание, и 14 синих, трясущихся детей с восторгом и криками самозабвенно прыгают с бортов яхты прямо в холодное неспокойное море. Вот это сила духа! Вот он, русский характер – никакие испытания нам нипочем. После купания, счастливые и довольные, закусив макаронами по-флотски, плывем обратно. Качка усилилась. Но – подарок для всех – из-за свинцовых туч, в яркой полоске освещенного солнцем закатного неба, показалась святая гора Афон. Причем так четко, как мы еще ни разу не видели.

Те, кто внимательно читает эти записки, думаю, уже догадался, кто встречал нашу яхту на берегу…Небольшая группа маленьких продрогших албанцев терпеливо ждала нашу футбольную команду, чтобы предложить сыграть в футбол. Назначили встречу на завтра.

20.06 Суперинтеллектуальная и игра «Что? Где? Когда?», сезон 2014. Можно сказать, что, проводя эту игру, мы подводим итоги – вопросы охватывают весь исторический материал, который освоили дети на Лемносе, плюс, конечно, есть вопросы на сообразительность и эрудицию.

В этом году команды играли на редкость сплоченно и слаженно, чувствовался командный дух. Нельзя не отметить удачные ответы. Впервые за все время проведения лагеря наконец-то мы услышали правильные ответы на вопросы о русско-турецкой войне 1768—1774 гг. Поразила Соня, которая не раз вытаскивала свою команду, давая четкие, полные и правильные ответы.

Однако были и печальные моменты. Никто из детей не узнал на фотографии генерала П. Н. Врангеля, спутав его с Черчиллем (!). К слову сказать, после нашего рассказа о Дарданелльском сражении, Черчилль мерещился детям всюду. И еще казус. На вопрос о первом Георгиевском кавалере Первой мировой войны, героическом Донском казаке К.Ф. Крючкове, дети с уверенностью ответили, что первый Георгиевский кавалер и героический  Донской казак – это Чапаев…

Вообще, в этом юбилейном году в список вопросов игры был добавлен большой блок вопросов о Первой мировой войне. И, к нашему огорчению, надо признать, что никто из детей (разных возрастов и из разных учебных заведений) об этой войне ничего не знает. Одна из девочек после игры задала такой вопрос нашему священнику, о. Андрею: «А почему нам в школе совсем не рассказывают о том, что мы узнали здесь?»… А ведь это ключевые моменты нашей истории – и Первая мировая, и Гражданская войны.

Хочется верить, что наш труд по осваиванию родной истории здесь, на Лемносе, принесет свои плоды и будет способствовать развитию интереса к истории у детей в дальнейшем.

Вечером у нас новый конкурс. Еще на реконструкции мы предложили детям создать свой журнал по аналогии с теми журналами, которые издавали казаки здесь, на Лемносе, в 1921 г. Это было очень интересное творческое задание. И вот мы держим в руках 2 журнала – «АдмиралЪ», выпуск 1-й и последний, и  «Лемносское сидение», выпуск 2-й (?). Оба содержат зарисовки лагеря, сделанные во время реконструкции, карты местности, дневники лагеря. В одном из журналов еще и стихотворение, которое написала Лиза, картограф и художник одного из отрядов. Приведу его здесь полностью:

В пустынной Лемносской земле

Я думаю лишь о России…

Скачу на вороном коне,

А в сердце боль все шире, шире…

Ну, как там Родина моя?

Где вы, родные сестры, братья?

Скорей бы, милые, скорей

К любимым кинуться в объятья!

Но ты скачи, ретивый конь,

Скачи сквозь бури и ненастья,

Неси меня на смертный бой,

Или найди России счастье…

Подпись: отроковица Елизавета, казачья дочь.

Как видите, у нас здесь полнейшее погружение в историю. По возвращении оба журнала непременно будут отсканированы и выложены на сайте на всеобщее обозрение. А по итогам слепого голосования победу отдали журналу «АдмиралЪ».

21.06 Предпоследний день лагеря. Сегодня единственная возможность купить сувениры домой, поэтому дети с вожатыми бегут по магазинам.

После обеда – решающий футбольный матч лагерного турнира, а после – игры с албанцами и греками. Дети настроены решительно. И ведь удалось переломить ситуацию – впервые сыграли с греками вничью 2:2. С албанцами тоже улучшили результат – сократили разрыв в счете до двух голов (когда только приехали, проигрывали со счетом 8:4), но, к сожалению ни разу даже на ничью выйти не удалось.

Как все мы знаем, все хорошее когда-нибудь заканчивается. Подошло к концу и наше пребывание на Лемносе. Сегодня мы проводим заключительный вечер. Сначала все вместе обсуждаем прошедшую смену и награждаем абсолютно всех детей. Ведь каждый чем-то отличился. Кто-то победил в футбольном турнире лагеря, забил лучший гол, кто-то был лучшим санитаром или художником, кто-то проявил себя в игре «Что? Где? Когда?».

Несомненным успехом этой смены можно назвать то, что трое наших детей определились с выбором будущей профессии (по их словам). Лиза, возможно, — будущий филолог, специалист по греческому языку, Соня – историк, а Иван, лучший санитар лагеря по итогам нашей реконструкции, утвердился в намерении связать свою жизнь с медициной.

На заключительном вечере мы впервые за всю историю лагеря выбираем Красу и Атамана Лемноса. Надеемся, что будем продолжать эту традицию и в будущем. Красу Лемноса выбрали простым слепым голосованием. Наибольшее число голосов среди девочек получили лучшая хозяйка и певунья лагеря Соня и лучший картограф и художник лагеря – Лиза. С перевесом в 2 голоса побеждает Лиза.

С выбором Атамана Лемноса не все так просто. Проводим конкурс, состоящий из двух этапов. Вначале предлагаем всем мальчикам, а их у нас 10 человек, подготовить атаманское обращение к казачьему стану, как если бы они прибыли на Лемнос в 1920—1921 гг. во главе большой группы военных, женщин, детей. То есть составить такое духоподъемное воззвание. А второе испытание – продемонстрировать искусство владения шашкой. Потому как, какой же атаман без шашки?!

На составление воззвания даем 15 минут. Задание неимоверно сложное. Некоторые из взрослых с уверенностью говорят, что в таком возрасте и двух слов не связали бы, а тут – обращение к народу…Мальчишки старательно пишут, а потом по очереди зачитывают. И мы в который раз преисполняемся гордостью за наших детей! Даже те, от которых мы меньше всего этого ожидали, выступили так, что на глаза наворачивались слезы. Правда, не всем удалось составить обращение, и некоторые претенденты на высокое звание выбыли из соревнования.

Воодушевленные и притихшие,  наблюдаем за тем, как наши будущие казаки управляются с «шашкой». Роль шашки играет специально подготовленная для этого конкурса палка. Еще три человека выбывают из соревнования, потому как не уверены в своих силах. Зато остальные… Что они вытворяют! Это и восторг, и изумление одновременно. И нам очень сложно сделать свой выбор. Опять проводим слепое голосование, по итогам которого со значительным перевесом голосов, Атаманом Лемноса в 2014 году становится кадет Кропоткинского казачьего кадетского корпуса, Саша Падалка.

Поздравляем Сашу и Лизу! Гордимся!

Последнее мероприятие заключительного вечера – сказка, которую вожатые поставили специально для детей по мотивам захода на Лемнос парусника «Надежда». Похоже, взрослые получили от этой постановки удовольствие  бОльшее, чем дети…

22.06  Утром идем на пляж, чтобы накупаться впрок, а потом, сборы, сборы…

Несмотря на суету, успеваем провести заключительную футбольную встречу с греками, в которой закрепляем свой успех и играем стабильно вничью 3:3. Пока это лучший результат лагеря.

19-00 отъезд в аэропорт. Из-за долгого оформления – скомканное прощание. Мы (4 человека) остаемся на Лемносе еще на 4 дня, чтобы закончить дела. Вся группа выдвигается сначала в Афины, а потом, после пересадки, в Москву.

23.06 Москва встречает холодом и дождем… Но мы-то знаем, что теплые воспоминания о далеком греческом острове будут согревать каждого еще очень и очень долго!

Список детей

Дитятев Владислав

Коновалов Павел

Парамонов Иван

Кропоткинский казачий кадетский корпус им. генерала Трошева

Палий Андрей

Привалихин Александр

Падалка Александр

Московский им. Шолохова казачий кадетский корпус

Вирц Илья

Маршева Анастасия (Коломна)

Шишакина Ксения (Коломна)

Крашенинникова Лиза (Москва)

Смирнова Софья (Москва)

Подборку фотографий можно посмотреть здесь.

Елена Решетникова,

руководитель проекта НБФ «Наследие»

«Детский лагерь на острове Лемнос»