Лемнос... Так спасёмся! X Русские дни на Лемносе

kazaki.jpg

Среди изобилия писем, приходящих на мою электронную почту, внимание привлекло приглашение Российского института стратегических исследований (г. Москва) и Российского благотворительного фонда «Наследие» принять участие в «Русских днях на Лемносе (Греция) 2013» и поучаствовать в международной конференции «Русская эмиграция: жизнь и деятельность на чужбине». Таким шансом грех было не воспользоваться.

И вот, погожим днем конца сентября, мы сидим с Сергеем Гарьевичем Немченко  председателем Отрадненского районного общества историков и архивистов во имя святого преподобного Нестора Летописца в купе скорого поезда на Москву. Я слушаю рассказы Сергея о его предыдущей поездке на Лемнос и сознание фиксирует одну из его фраз:

— В этом году будет гораздо интересней, ведь у «Русских дней на Лемносе» юбилей — десять лет.

На подъезде к Москве получаем послание о том, что вылет российской делегации чартерным рейсом на Лемнос задерживается по техническим причинам. В нашем распоряжении уйма времени. Сергей немного призадумался:

— Есть идея. С вокзала махнем на электричке в Подольск. Я прожил там более 20 лет, там же служил. Переночуем у знакомого священника в селе Покров, а утром поедем к интереснейшему человеку, донскому казаку Владимиру Петровичу Мелихову. Посетим его замечательный музей — мемориал «Донские казаки в борьбе с большевиками».

В музее В.П. Мелихова

О лучшем и не мечталось. На том и порешили. И вот с утра нашу небольшую делегацию: любезно приютившего нас настоятеля  храма Покрова Пресвятой Богородицы отца  Вячеслава (Дреева) с сыном и меня с Сергеем Гарьевичем, встречает у ворот трехэтажного массивного особняка В.П.Мелихов. В знак уважения Владимир Петрович лично проводит для нас экскурсию по мемориалу. Сказать что мы удивлены — мало. Чувство очень сильное. Я бы оценил его как восторг. Огромные музейные площади заполнены экспонатами, в подавляющем большинстве подлинниками. Что — то Владимир Петрович покупает, что — то ему передают в музей безвозмездно или дарят ему лично. Посылки идут со всего света, благо казаки живут от Нью — Йорка до Сиднея. Идея мемориала не содержит столь привычных для наших музеев  красно — белых оценок событий 1917 — 1922 годов. Здесь все однозначно: показана экономическая, политическая мощь, потенциальные возможности довоенной (1913 год) России; немецко — большевистский заговор против Российской империи; ужасы красного террора, раскулачивание, расказачивание, голодомор 1932 — 33 годов. Все это служит, по мнению  Владимира  Петровича, доказательной базой того, почему немалая часть народа внутри Советской России и в эмигрантских кругах поднялась на борьбу с большевизмом.

На втором этаже прекрасно представлена культурная жизнь русской эмиграции — донских, кубанских, терских казаков. Знаменитый хор донских казаков под управлением Сергея Жарова во время триумфальных гастролей по Японии. Полковник Федор Елисеев со своими казаками — джигитами, объездившими с представлениями полсвета. Молодые казаки — «соколы», участники русского сокольского движения, показывают свое мастерство и многое другое. Вот и то место, куда мы летим через несколько часов. Остров Лемнос — одно из первых пристанищ эвакуированных из Крыма в 1920 году гражданского населения и Белой армии генерала Врангеля. Палаточные лагеря многотысячного корпуса кубанских казаков, лазареты, походные школы. Суровые, обветренные лица земляков — линейцев, личного конвоя генерала Врангеля, состоящего из казаков станицы Чамлыкской.

Так уж получилось, что мое знакомство с Лемносом начиналось в подольском музее В.П.Мелихова. За окном нашего «Боинга», выполнявшего чартерный рейс Домодедово — Лемнос, далеко внизу уже плыли облака, а у меня перед глазами вставали запавшие в памяти картины мелиховского музея. Вот наградные ленты и ордена русских солдат Первой мировой за побег из германского плена (в Великую Отечественную за такое дело сотням тысяч  людей давали как минимум 58 статью, а то и к стенке могли поставить). Вот длинный коридор с картинной галереей. На одной стене портреты ярких представителей белого движения, среди которых узнаю наших кубанцев А.П. Филимонова, М.А. Фостикова, В.Г. Науменко. На другой стороне коридора красный интернационал, приведший Россию к революции и братоубийственной Гражданской войне: Лейба Бронштейн (Л. Троцкий), Ешуа — Соломон (Яков) Свердлов, Моисей Урицкий, Бела Кун, Розалия Залкинд (Р. Землячка) и др. Так и смотрят они друг на друга в галерейной полутени, ждут, наверное, когда  же  время медленно, но верно расставит свершенные ими деяния  без предвзятости по полкам истории. Так, за воспоминаниями о подольском мемориале, мы незаметно прилетели в Грецию.

Научная конференция на Лемносе

Пожалуй,  для неискушенного в истории обывателя Лемнос, это, прежде всего, туристический рай с прекрасными песчаными пляжами, чистейшими лазурными водами Эгейского моря, археологическими достопримечательностями, уходящими в седую глубину тысячелетий. Не зря великий Гомер сказал об этом чудном острове: « Из всех суш самая любимая — Лемнос!». Однако для десятков тысяч наших соотечественников Лемнос  в 1920 — 21 гг. стал отнюдь не курортом, а скорее началом пути на русскую Голгофу. Подлинные смыслы этой русской дороги, пройденной  эмиграцией, только сейчас начинают открываться для потомков. Эта мысль в своих разных вариациях звучала  в выступлениях участников конференции «Русская эмиграция: жизнь и деятельность на чужбине».

Открыл конференцию помощник Президента Российской Федерации Игорь Олегович Щеголев. Прекрасный доклад Леонида Петровича Решетникова, директора Российского института стратегических исследований, председателя фонда «Наследие», вдохновителя и главного организатора русских дней на Лемносе назывался «Остров Лемнос — территория исторической России (1920 — 1921 гг.)». Автор остановился на тех неисчислимых бедах, с которыми сразу же столкнулись эмигранты, общее число которых в несколько раз превосходило коренное население острова: полуголодное существование в продуваемых насквозь зимними ветрами парусиновых палатках, страшный дефицит пресной воды, отсутствие дров для обогрева людей. Вдобавок ко всему разразилась эпидемия тифа. Люди умирали десятками, сотнями. Особенно страдали дети и женщины. Многие из эмигрантских семей потеряли в ту зиму на Лемносе своих чад. Однако, уныния и отчаяния не было, люди сплотились. Кубанские и донские казаки устраивали строевые смотры, продолжили работу кадетские корпуса, школы. Была построена походная церковь, и поток страждущих и стремящихся духовно укрепиться людей только нарастал. Совместными усилиями был сооружен самодеятельный театр, начал функционировать детский центр, в котором удалось организовать сносное питание. Лагерь русских беженцев, обнесенный по периметру колючей проволокой, охраняемый солдатами Антанты, действительно стал на этот срок территорией России, где люди с верой и христианским смирением учились принимать на себя горькую долю эмигранта.

На конференции выступили профессор М. Иованович из Белградского университета (Сербия) и профессор А. Пандев из Софийского национального университета (Болгария). Их доклады были проникнуты идеей панславизма, отмечалась значительная роль русской эмиграции в культурной жизни Югославии и Болгарии в 20-х, 30-х годах XX столетия.  Не «испортили обедню» и казаки. Наш доклад «Казачье образование в эмиграции» был встречен аплодисментами. В целом у меня, достаточно искушенного в разного рода научных форумах, сложилось очень высокое мнение о проведенной конференции: отмечу высокий духовно — эмоциональный заряд выступающих, доклады были один интересней другого.

Казачьи могилы и православные святыни

Что еще наиболее запомнилось на Лемносе? Безусловно, посещение русского кладбища на мысе Пунда, где похоронены несколько сотен кубанских казаков, скончавшихся на острове от ран и болезней. Молодежная группа Российского благотворительного фонда «Наследие» расчистила территорию бывшего кладбища, обозначила контуры могил. У входа на погост построен пантеон с именами и фамилиями похороненных людей. Завершается работа и по идентификации захоронений.

Среди кубанцев, уходивших из Крыма в эмиграцию, было много линейцев из Лабинского, Баталпашинского, Майкопского отделов ККВ. Немало из них нашли свой последний приют на кладбище мыса Пунда. Памятуя об этом, Сергей Гарьевич Немченко перед отъездом собрал землю из семи станиц бывших линейных отделов. После выступлений участников торжественной церемонии на кладбище, подобающих церковных поминовений, под пение мужского церковного хора мы рассыпали привезенную землю на могилы. «Слава Кубани!» — приветствовали мы наших братьев — односумов, ушедших в мир иной, и родной кубанский чернозем падал на выжженную солнцем лемносскую землю.

Запомнилось возложение цветов к мраморному кресту русским морякам эскадры А. Орлова и Д.Синявина, погибших в боях с турецким флотом у острова Лемнос в XVIII, начале XIX столетия и захороненных в пределах православного храма города Мудрос.

Неизгладимое воспоминание осталось от совместной литургии греческих и российских православных священников в кафедральном соборе города  Мирина. В то воскресное утро храм был переполнен. Начинали греческие священники. Как только молитва на греческом языке заканчивалась, ее подхватывали на русском наши православные священнослужители. Вся литургия перемежалась прекрасным церковным песнопением мужского хора Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, бывшего с нами во время поездки на Лемнос. Постепенно все собравшиеся в храме люди погружались в атмосферу всеобщего единения, и уже совсем неважно было, чей язык звучал во время молитв. В заключение молебна слово для проповеди  взял митрополит острова Лемнос Иерофей. Глубокая мудрость и забота о судьбах православного мира звучала в его словах. Митрополит говорил о всемирно — исторической миссии России как оплота православного христианства, он призывал к братству и единению наши народы. «Русские, на вас сегодня с надеждой смотрит весь мир!» — закончил свою проповедь Его Высокопреосвященство.

Мы выходили из храма с просветленными лицами и душами. Завидев казаков в черкесках, к нам в сопровождении молодых людей, подошли две гречанки весьма почтенного возраста. Через переводчика мы узнали, что их родители помогали казакам пережить тяжелую зиму 1920 — 1921 года. «Эвхаристо русские, эвхаристо казаки... Спасибо вам русские! Спасибо, казаки за то, что не забываете могилы ваших предков!» — произнесла 91 летняя гречанка, пожимая   нам руки. Такие минуты дорогого стоят...

Мы прощались с Лемносом утром на вершине средневековой крепости городка Кацинас. На самой верхней точке крепости расположен прекрасный беломраморный памятник греческой девушке Маруле, которая воодушевила местных жителей к победе во время  осады крепости турками в XV веке, встав с мечом убитого отца у крепостной стены. Весь северо — восточный Лемнос, изрезанный заливами, был как на ладони. Морской изумруд после линии горизонта переходил в сине — лазоревый фон небесной доски, на которой белыми мелками чертили свои фигуры реактивные самолеты (на Лемносе расположена крупная военно — воздушная база НАТО). Любуясь столь необычными красотами, мы не заметили, когда к нашей группе подошел убеленный сединами, с выразительными чертами лица местный житель. По всему было видно — человек волновался. Переводчик начал переводить: «Друзья! Мы здесь в Греции переживали, когда обострился сирийский конфликт. Ведь Греция член НАТО. Простой народ всей душой поддерживает  твердую позицию России по Сирии. Вот там, вдали на горизонте, обычно отдыхают на рейде русские военные суда, направляющиеся в район сирийского конфликта, или возвращающиеся домой. Очень много греков приходит сюда, чтобы посмотреть на русские корабли. Когда они рядом с нашим островом нам становится спокойней. Русских и греков объединяет общая история борьбы с турецким владычеством, единство веры, могилы наших предков. Знайте, греческий народ с вами...».

Спустя несколько часов, когда вся наша делегация уже держала курс в салоне самолета на Москву, я по достоинству оценил слова седовласого грека. Командир корабля, накренив воздушное судно на левый борт, произнес в громкоговоритель: «Посмотрите! Слева по борту наша православная святыня, греческая гора Афон с древними православными монастырями». Я подумал: «Действительно, единые святыни, общая вера и память о предках, общее слово и общее дело! Ведь это же наша русская соборность! То, чем  всегда спасались наши предки в прошлом в годины труднейших испытаний: в эпоху татаро — монгольского ига, в годы смутного времени, во времена эмиграции». Вернувшись к своим духовным истокам, осмыслив белые пятна нашей тысячелетней истории, расчистив от небытия могилы российских героев, мы спасемся и в настоящем

С. Лукаш 

Подольск, Лемнос, Москва.

Альбом с фотографиями можно посмотреть здесь

Опубликовано по http://www.slavakubani.ru/read.php?id=6092

Поделитесь