Итоги конкурса сочинений «История моего Отечества» 2022/2023
Подведены итоги конкурса сочинений «История моего Отечества» — 2022/2023 среди учащихся российских кадетских корпусов, средних учебных заведений, казачьих классов.
В тематических номинациях конкурса 2022/2023 представлены направления, посвященные 240-летию присоединения Крыма, Тамани и Кубани к России, 170-летию начала Крымской войны, благотворительности в России. Предложено одно направление на свободную тему «Россия – держава-созидатель!». Традиционно представлена специальная мультимедийная номинация — конкурс видеороликов «Мой родной город 100 лет назад и сейчас».
Номинацию, посвященную благотворительности, мы включили в конкурс по совету Е.А. Аксеновой, и эта номинация стала самой популярной. В нее поступило более 40% всех работ. Свободная тема «Россия – держава-созидатель!» также вызвала интерес участников, в эту номинацию было прислано 27% работ. Нам очень приятно, что тематические номинации вызвали живой интерес участников, зародили желание заняться исследовательской работой. Также хотелось бы отметить интерес к отечественной истории, любовь к Родине, активную жизненную позицию, — все это продемонстрировало в своих работах большинство конкурсантов.
Конкурсная комиссия подвела итоги конкурса сочинений. В составе жюри в этом году работали: доктор исторических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Д.М. Володихин, кандидат исторических наук Д.А. Мальцев, кандидат исторических наук О.Н. Решетникова, историк и писатель А.А. Музафаров, журналист, член Союза писателей России И.Н. Рябцев, продюсер кино и телевидения В.С. Калиненко, гендиректор НБФ «Наследие» Е.Л. Решетникова.
Как уже отмечалось, наибольшее количество сочинений поступило в номинацию «Живые сердца: благотворительность в России вчера и сегодня». Самыми интересными оказались работы, авторы которых попытались разобраться, в чем суть благотворительности, какая она бывает, привели примеры благотворительности в разные периоды истории России, рассказали о благотворительности в наши дни. Особый интерес вызывают рассказы о личном участии авторов в благотворительных акциях. Сочинения в этой номинации получились очень живые, наполненные личными переживаниями и эмоциями авторов. Многие работы были удостоены высоких оценок жюри. Именно поэтому здесь шла борьба за каждый балл, конкуренция была очень высока, и все равно здесь в число победителей вошло больше всего участников – по нескольку человек на призовое место.
В номинации «Россия – держава-созидатель!» неудачными оказались работы, где авторы ограничились лишь пафосными фразами. Большинство авторов рассказало о какой-то выдающейся личности. Жюри особенно отмечало краеведческую направленность работ. Однако было бы хорошо, если бы авторы порассуждали и о специфике природных и климатических условий, показали, хотя бы в общих чертах, чем отличаются герои России от созидателей других стран.
Тема «Крымская война и современность» оказалась самой сложной для авторов. Это свидетельствует о том, что в школе преподавание по этой теме продолжается по советским лекалам, когда говорится об «агрессивной политике царизма», отсталости России и о ее «страшном поражении». Достаточно было бы просто сравнить цели, которые ставили воюющие стороны, чтобы все встало на свои места. Отрадно то, что все же в некоторых работах был упомянут религиозный фактор как причина войны. Политика России обосновывалась исключительно христианской миссией, Англия же, например, ставила своей целью расчленение России. Что касается итогов войны, то достаточно было бы сравнить, какие цели ставились, и кто что в итоге получил, чтобы понять, что Россия добилась того, ради чего она вступила в войну, а антирусская коалиция, понеся огромные людские и финансовые потери, получила иллюзорные «преференции». Надо отметить, что в эту номинацию поступило совсем немного работ, поэтому борьба за призовые места была не такой острой.
В номинацию «Присоединению Крыма, Тамани и Кубани к России – 240 лет» также поступило немного работ. В основном в них авторы перечисляют сам процесс присоединения этих областей, кто более, кто менее подробно. Увязка с современностью позволила бы полнее и точнее показать значение присоединения этих областей к России. Геополитический фактор имеет во все времена огромное значение.
Отдельно хотелось бы остановиться на мультимедийной номинации. В ходе проведения зрительского голосования мы столкнулись с тем, что некоторые ролики подверглись раскруткам и бот-атакам. В связи с невозможностью корректно посчитать лайки, просмотры, комментарии, мы, к сожалению, вынуждены отменить в этом году номинацию на приз зрительских симпатий.
Кроме того, сложилась драматическая ситуация, когда выяснилось, что видео, набравшее максимальный балл жюри, не соответствует требованиям к видеороликам, указанным в Положении о конкурсе, а именно, превышает хронометраж в 5 минут. Речь идет о ролике Забродина Руслана Викторовича и Головченко Андрея Александровича «Милый сердцу уголок – Новочеркасск». На заседании конкурсного жюри было принято решение поощрить указанных кадет, ролик которых выбыл из конкурса, Дипломами симпатий жюри. Мы надеемся, что в будущем году они внимательнее отнесутся к конкурсным требованиям, подготовят видеоролик, отвечающий регламенту, и займут первое место. Потенциал у ребят большой.
Первое место в мультимедийной номинации было присуждено кадету Шахтинского Я.П. Бакланова казачьего кадетского корпуса Трунову Владиславу Александровичу за ролик «Храм Вознесения Господня города Батайска».
Отдельно хотелось бы отметить отличную заставку, смонтированную на высоком зрелищном уровне, в видеоролике кадета Шахтинского Я.П. Бакланова казачьего кадетского корпуса Н.Р. Горностаева «100-летняя история Ростова-на-Дону». Надо сказать, что в этом году раскрыть в полной мере тему мультимедийной номинации «Мой родной город 100 лет назад и сейчас» не удалось никому из конкурсантов (близко подошли к этому выбывшие участники из Новочеркасска и участница внеконкурсной номинации из Самары). Большинство ребят выбрали для рассказа одну-две достопримечательности своих родных мест, несмотря на разъяснение в Положении о конкурсе: «Если вы родом из большого населенного пункта, допускается рассказ об одном городском объекте – площади, улице, квартале». Всеми почему-то это было воспринято как руководство к действию, несмотря ни на что. Другим недостатком стал очень плохой звук у многих видео, это сильно повлияло на восприятие. Нельзя забывать, что создание видеоролика требует изрядного труда – мало снять телефоном (или фотоаппаратом, камерой) интересные кадры, надо еще и совместить их с рассказом, и постараться хорошо говорить, и заинтересовать зрителя. Гораздо лучше смотрится горизонтальная съемка на телефон, а не вертикальная, о чем мы неоднократно говорили, а теперь уже и пропишем в Положении о конкурсе на будущее. Приветствуется связный логичный рассказ, личное отношение к происходящему в кадре, а не сухое начитывание текста, необходима хотя бы доля артистизма. Что касается содержания. Некоторые конкурсанты, вместо того, чтобы сосредоточиться на рассказе о том, каким был их родной город (поселок, село) до великих потрясений ХХ века, и то, каким он стал, каковы перспективы его развития в будущем, давали развернутую историческую справку о событиях в России в целом. Хотелось бы пожелать авторам видеороликов продолжить совершенствоваться в съемке видео и не останавливаться на достигнутом.
Как мы уже отмечали, в конкурсе этого года участвовало немало победителей и призеров прошлых лет. Они все, независимо от темы, были объединены во внеконкурсную номинацию. Победителем в ней стала Чернова Златослава Евгеньевна, ученица МБОУ СОШ №16 г. Самары. Она, как и в прошлом году, сняла видеоролик в жанре интересного репортажа и получила высокие оценки жюри.
Традиционно, в рамках соревнований кадетских корпусов мы рассчитываем средние баллы сочинений (участвуют корпуса или школы, приславшие не менее 7 работ, без учета видео). В этом году первое место занял Шахтинский имени Я.П. Бакланова ККК – 36.6 баллов. На втором месте Кропоткинский генерала Г.Н. Трошева ККК – 34.9 баллов, совсем немного отстал Орловский ККК – 34.7 балла. Поздравляем педагогов корпуса и благодарим за активное участие в конкурсе!
Призеры номинации «Россия – держава-созидатель!»:
Руденко Анна Романовна (Русская классическая школа г. Екатеринбург), Дехтярева Наталья Александровна (МБОУ СОШ №2 г. Новочеркасск), Бережная Агния Андреевна (Православная школа «Рождество»), Бородина Мария Александровна (Мариинская гимназия филиал Белокалитвинского Матвея Платова ККК), Никольская Мария Александровна (Православная школа «Рождество»).
Дипломы:
Хоршев Егор Дмитриевич (Шахтинский Я.П. Бакланова ККК), Шаблий Дмитрий Алексеевич (Шахтинский Я.П. Бакланова ККК), Миронова Тамара Павловна (МБОУ СОШ №2 г. Новочеркасск).
Призеры номинации «Присоединению Крыма, Тамани и Кубани к России – 240 лет»:
Томайлы Кирилл Георгиевич (Орловский ККК), Аннушкина Арина Дмитриевна (МБОУ СОШ №2 г. Новочеркасск), Василенко Максим Васильевич (Кропоткинский им. Г.Н. Трошева ККК).
Дипломы:
Макарова Алина Александровна (МБОУ СОШ №28 г. Новороссийск), Глушкова-Трубецкая Дарина (МБОУ СОШ №28 г. Новороссийск).
Призеры номинации «Живые сердца: благотворительность в России вчера и сегодня»:
Зимин Евгений Александрович (Кропоткинский им. Г.Н. Трошева ККК), Остриков Роман (Донской Императора Александра III ККК), Киселев Егор Алексеевич (Шахтинский Я.П. Бакланова ККК), Гришин Антон Андреевич (Кадетская школа №46 г. Пензы), Мацокина Ксения Алексеевна (МБОУ СОШ №2 г. Новочеркасск), Сурков Даниил Алексеевич (Самарский ККК).
Дипломы:
Грибко Анна Юрьевна (Русская классическая школа г. Екатеринбург), Фурсов Александр Васильевич (Шахтинский Я.П. Бакланова ККК), Хилько Евгений Артемович (Орловский ККК), Диденко Иван Николаевич (Орловский ККК), Бурмистров Евгений Олегович (Самарский ККК).
Призеры номинации «Крымская война и современность»:
Веретенников Вадим Николаевич (Донской Императора Александра III ККК), Богодухов Рустам Абдукаюмович (Шахтинский Я.П. Бакланова ККК), Дрыжерук Валерия Александровна (Мариинская гимназия филиал Белокалитвинского Матвея Платова ККК).
Дипломы:
Босенко Никита Олегович (Белокалитвинский Матвея Платова ККК), Мясников Никита Павлович (Шахтинский Я.П. Бакланова ККК), Щиголева Софья Алексеевна (Русская классическая школа г. Екатеринбург).
Призер внеконкурсной программы для победителей прошлых лет:
Чернова Златослава Евгеньевна (МБОУ СОШ №16 г. Самары)
Призер мультимедийной номинации:
Трунов Владислав Александрович (Шахтинский Я.П. Бакланова ККК)
Фонд «Наследие» и Объединение историко-просветительских обществ «Наследие Империи» поздравляют всех призеров и дипломантов и благодарят всех участников конкурса, их педагогов и родителей за проделанную работу и интерес к истории родной страны.
Награждение победителей конкурса сочинений «История моего Отечества» 2023 состоится 22 апреля в Москве.