Созидатели и разрушители. Дело против смуты

Когда говорят о социальных конфликтах в истории России – смутах, мятежах, восстаниях, бунтах и революциях, — то, по утвердившейся в советское времена традиции, рассматривают их с точки зрения творцов катаклизмов – бунтарей или революционеров. Мол, была такая-то и такая-то сложная ситуация, злая или косная государственная система не давала выхода, не находила решение, и лихой и смелый человек начинал лихое дело….  Конечно, сейчас не советские времена и противники бунтарей далеко не всегда предстают в образе злодеев, но подход остается неизменен – бунт, восстание, революция – говоря современными словами «движуха» — первична. Однако, если мы хотим постигнуть историю России во всей ее полноте, то логичнее взять за основу точку зрения созидателей, тех, кто строил Российской Государство. 

Кто раздвинул его границы от среднерусской возвышенности до берегов Балтики и Великого океана, кто основывал города, прокладывал дороги и открывал университеты. И еще тех, кто наполнял это государство смыслом. Кто понимал – ради чего нужны и многотысячные армии, и оград узор чугунный северной столицы Империи, и самая протяженная в мире железная дорога, и многое иное.

Наш проект – это попытка посмотреть на смутные события русской истории с точки зрения русского созидательного процесса. Многие из его героев хорошо известны – князь Дмитрий Михайлович Пожарский, Николай Михайлович Карамзин, Александр Исаевич Солженицын, имена других  вспоминаются не сразу – адмирал Александр Семенович Шишков, писатель Иван Лукьянович Солоневич, философ Лев Александрович Тихомиров – вроде что-то слышали о них, вроде в учебниках где-то упоминаются, а сразу и не вспомнить. О третьих и вовсе вспомнят только специалисты, как о победителе Стеньки Разина князе Юрии Алексеевиче Долгорукове или генерале Иване Ивановиче Михельсоне, победителе Пугачева.

Революционный взгляд всегда противопоставлял энергичного, живого, деятельного революционера и косного, педантичного, даже бюрократичного представителя системы. Но если отказаться от этой парадигмы и повнимательнее вглядеться,  мы увидим, что защитники русской государственности были людьми не менее (а порой и куда более) энергичными, смелыми, говоря современным языком, «креативными», чем бунтари.

Перед нами предстанут не тупые бюрократы и солдафоны, а живые люди, более того, люди – творческие, ищущие, созидающие.

В цикле видеолекций «Галерея портретов защитников русской государственности» известные учёные, историки, писатели расскажут об истинных героях смуты. Вот, например, лекция, посвященная адмиралу Александру Васильевичу Колчаку. Современный обыватель знает лишь о двух годах жизни этого человека, когда он возглавил Белое движение на востоке России. Но ведь до этого были и полярные экспедиции, и сражения с японцами на море и на суше, грандиозный труд по возрождению русского военного флота после Цусимы и не просто возрождению – созданию нового, эффективного боевого механизма, осмысление роли флота, создание важнейших военно-теоретических трудов, новые экспедиции и новая война, в которой Колчак становится самым молодым командующим флотом в русской военной истории…

Сюжет примечательный и обычный. Рассказ  о людях, противостоящих смутам, получается живее и интереснее рассказа о революционерах и бунтярях. Потому что включает в себя не только взгляд на события смуты с другой стороны, но и показывает саму эту сторону – созидательную Россию. И если путь бунтарей и революционеров разных эпох оказывается на удивление схожим, то путь созидателя – всегда индивидуален. Парадоксально, но те, кто много говорят о борьбе за свободу, редко являются собственно свободными людьми, а охранители, консерваторы, созидатели, напротив, оказываются подлинно свободными и в мысли, и в творчестве.

Консервативная альтернатива смуте оказывается интереснее и поучительнее, чем сама смута. Ибо противопоставляет смуте не тупой пресс, а созидательное начало,  разрушению — не запрет, а возведение нового, при заботливом сохранении старого.

И современной молодежи, и любому неравнодушному к русской истории человеку будет весьма полезно познакомиться с материалами нового проекта, ибо учиться строить куда важнее, чем учиться разрушать.

Александр Музафаров

 

Поделитесь