Царский крестный ход 2018
В год столетия убийства Царской семьи более ста тысяч верующих прошли крестным ходом от Храма-Памятника на Крови, построенного на месте разрушенного Дома инженера Ипатьева, где была убита Царская Семья и ее верные слуги, до Ганиной ямы – места, где были уничтожены останки Царственных Страстотерпцев. Думается, ни одно современное событие или мероприятие не собирает столько участников. Особую торжественность крестному ходу в этом году придала знаменательная дата – ровно сто лет назад, в ночь с 16 на 17 июля, расправившись с Царем, темные силы ввергли Россию в пучину беззакония, словно открыв врата ада.
Я никогда на участвовала в крестных ходах, но еще в феврале 2018 года твердо знала, что обязательно приму участие в Царских днях в Екатеринбурге и пройду скорбный путь до Ганиной ямы. И вот я в составе организованной группы, среди представителей Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» из Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Челябинска, Новосибирска, Владивостока. К Царским дням приурочено важное событие – выпуск книг о Николае II. Эти замечательные издания – книги Н. Иртениной «Николай II и мятежная Россия: иной ракурс» и К. Капкова «Духовный мир Императора Николая II и его семьи» помогают получить правдивое представление о Государе и его семье, развенчивают революционную ложь, навязанную стране в начале ХХ столетия и до сих пор живущую в умах и отравляющую души. Утром 16 июля на Ганиной яме мы ставим палатку, складируем туда воду и более 800 книг для раздачи участникам крестного хода после его окончания.
Тем временем в город съезжаются паломники со всей России. Прибыла большая группа из Сербии, подтягиваются представители других стран. Часть из них собирается у Храма-Памятника на Крови, часть – на Ганиной яме. С Ганиной ямы нас везет таксист, который живо интересуется – а что вообще происходит? Зачем идти крестным ходом, да еще ночью?
Интересна история самой традиции крестных ходов в нашей стране. Усвоенный по образцу греческой церкви как часть богослужения, крестный ход – это торжественное шествие с крестом, хоругвями и иконами, сопровождаемое благодарственными молитвами или молитвами о милости Божией. Кроме того, крестные ходы совершаются в местах, отмеченных подвигами святых или там, где были явлены иконы. В справочнике «Православные русские обители» за 1910 год было указано, что в 171 монастыре в то время совершалось 505 ежегодных крестных ходов. «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к самому Господу», — писал в XIX веке святитель Филарет Московский, наставляя участников шествий.
В страшные годы красного террора и богоборчества, казалось, все церковные традиции были не просто уничтожены, но искоренены. Память о последнем русском Царе истреблялась всеми возможными способами не одно десятилетие. Ни один русский царь не был так оболган, как Николай II. Его Христоподражательный подвиг и мученическая кончина заставляют бесноваться некоторых и сегодня. Однако стотысячный крестный ход, посвященный памяти последнего русского Царя, его Семьи и верных слуг – мощный ответ всем недоброжелателям. Поразительна история сохранения памяти о Николае II на уральской земле.
16 июля 1989 года на пустыре, оставшемся после сноса Ипатьевского дома (Дома особого назначения), собрались люди, чтобы почтить память Царской Семьи. Самодельные хоругви и чтение канона, изданного Русской Православной Церковью Заграницей, объединили всех, кто в этот день пришел на Вознесенскую горку. 23 сентября 1992 года Архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек (Лебедев) в сослужении нескольких архиереев совершил закладку Храма-Памятника на Крови во имя Всех святых в земле Российской просиявших. Август 2000 года – Царственные страстотерпцы прославлены в лике святых. В сентябре того же года Екатеринбургскую епархию с Первосвятительским визитом посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Он освятил строительство Храма-Памятника на Крови, побывал на Ганиной яме. Благословение Предстоятеля Русской Православной Церкви и его молитва на святом месте дали мощный толчок строительству, которое было завершено спустя 3 года. 18 апреля 2010 года — нижний придел Храма-на-Крови во имя святых Царственных страстотерпцев освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Алтарь на месте убиения Царской Семьи и ее верных слуг устроен там, где был подвал Дома особого назначения. С июля 1992 года начали совершаться крестные ходы по Царской дороге – пути, по которому в 1918 году везли тела Царственных Страстотерпцев и их слуг от места убийства до места уничтожения останков на Ганиной яме. Поначалу участников шествий было немного. В 2000 году в крестном ходе участвовало около 300 человек, к 2002 году – более 4 тысяч человек, в 2012 — порядка 50 тысяч человек, в 2018 – более 100 тысяч человек.
В июле 1991 года в урочище Ганина яма попечением писателя В. А. Солоухина был воздвигнут Поклонный крест. В августе 1993 года установлен второй Крест. Несмотря на удаленность святого места от дорог и населенных пунктов, находились люди, которые приходили сюда не ради молитвы, а для того, чтобы сломать Крест или киот с иконой (как в сентябре 1997 года). Но были и те, кто каждый раз восстанавливал святыни. В июле-октябре 1993 года были проведены топографические работы по составлению карт местности на руднике Ганина яма с целью установления точного местонахождения открытой шахты №7, где огнем и серной кислотой уничтожались тела Царственных Страстотерпцев и их верных слуг. На сопоставление точной карты-схемы ушло еще около двух месяцев. Сравнение с картами и схемами, составленными следователем Н. А. Соколовым и генералом М. К. Дитерихсом в ходе расследования 1919 года, подтвердило: место уничтожения святых останков определено верно. В январе 1998 года на Ганиной яме был установлен и освящен третий Крест. В 2000—2003 годы был построен мужской монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Сегодня в монастыре 7 храмов (по числу убитых членов Царской Семьи: царя Николая II, царицы Александры Федоровны, княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и цесаревича Алексея).
Вот уже более десяти лет ежегодно на Царские дни в Екатеринбург приходят, приезжают, прилетают десятки тысяч людей. В ночь на 17 июля плотной стеной они стоят на Божественной литургии у Храма-Памятника на Крови, а после – могучей рекой устремляются крестным ходом до Ганиной ямы. Паломники преодолевают 21 километр за 4-5 часов и приходят поклониться к месту уничтожения останков Царской Семьи и ее верных слуг на Русскую Голгофу, так называют это место на уральской земле.
Ночь на 17 июля 2018 года. На Богослужении плечом к плечу стоят около 15 тысяч человек – больше не вместит небольшая площадь перед храмом. И это непросто – толпа напирает со всех сторон, слева и справа то и дело кто-то протискивается, кому-то стало нехорошо, кто-то отстал от группы. Перед нами сияет белый, освещенный мощными прожекторами Храм-Памятник, над нами – черный бархатный купол неба с мерцающими звездами. Торжественно поет хор. Такое ощущение, что вся Земля сейчас на этой службе. Патриарх говорит проповедь о невинных мучениках, безбожно убиенных в годы гонений – голос его звенит и возвышается, его слушают в полной тишине, и, кажется, его слова проникают в душу каждого: «Сегодня, спустя сто лет, мы пытаемся понять, что же происходило со страной нашей, с народом нашим, с людьми нашими. Как могло случиться это злодеяние, которое до сих пор бередит нашу совесть, заставляет думать о том, откуда взялась эта жестокость и злоба. Это преступление не может быть случайным. Здесь есть некая коллективная вина всего народа. Был круто изменен ход национальной истории, произошел исторический поворот в жизни Святой Руси, который завел народ в тяжелый и страшный тупик. Почему это произошло? Отход от Бога, потеря духовной связи с Церковью, с многовековой традицией народной, увлечение чужими мыслями, взглядами, мироощущением, которые нашей интеллигенцией стали восприниматься как передовые – все это привело к трагедии в Ипатьевском доме. Народу навязали идею о том, что только кровью можно изменить жизнь к лучшему. Можно ли через насилие построить счастливую жизнь? Невозможно! У нас должен выработаться иммунитет к призывам построить счастливую жизнь через разрушение. Боже, очисти нас, грешных и помилуй нас. Обнови нас, Господи!».
После литургии начинает формироваться колонна. Посланцы Общества «Двуглавый орел» в желтых майках, с высоко поднятыми хоругвями очень выделяются на общем фоне – не потеряешься. «Откуда вы, такие желтенькие?» — спрашивают нас. Вокруг – священники, монахи, волонтеры в ярких красных майках, сербы в национальной одежде, казаки, старики, дети… Паломница из Омска с чувством рассказывает, что их приход с марта начал путешествие по знаковым местам, связанным с Царской семьей – они уже побывали в Могилеве, на станции Дно, в Царском селе, в Тобольске. Теперь они в Екатеринбурге, а на Ганиной яме их паломничество закончится. Паломники из Сербии раздают иконы Святого благоверного князя Сербского Лазаря и поясняют: «Жертвенный подвиг нашего царя Лазаря – это прообраз искупительного подвига вашего Царя Николая II».
Без двадцати минут три колонна начинает движение. Темп изначально задан очень высокий. У меня, как у человека, который впервые участвует в подобном шествии – рой вопросов: а что, если не выдержу и отстану от группы? Сколько мы будем идти? Дойду ли я до Ганиной ямы или сойду где-нибудь в середине пути? А как тогда возвращаться? А Патриарх идет? Да, идет впереди, держит темп, а ведь ему уже 72 года. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий. Помилуй нас!» — вдруг раздается в толпе и мгновенно подхватывается, разлетаясь во все стороны. Поют по очереди – мужчины и, словно отвечая им, женщины. Распев бодрый, очень похоже на то, как пел о. Анатолий «Покаянную песнь» в фильме «Остров»: «Господи, помилуй, Господи, прости! Помоги мне, Боже, крест свой донести!». С молитвой идти легко. Спать совсем не хочется. Людская река течет, мимо мелькают улицы, площади, мосты. Оглядываюсь – рядом молодая семья катит коляску с ребенком, в изголовье – икона Государя. Другого малыша несет на руках отец. Впереди группа мужчин средних лет в майках «Челябинское общество трезвости». Справа шагает князь Владимир Трубецкой, высоко подняв флаг Общества «Двуглавый орел». Лицо у него удивленное, он тоже впервые на крестном ходе. Смотрит с интересом по сторонам, жадно впитывает происходящее. Как хорошо написал один из паломников: «Такого я не видел, думаю и ни один иностранец не сможет понять душу русского человека, идущего более 20 километров, ради возвращения Бога на землю русскую, ради любви, ради прощения. В какой стране мира возможно, чтобы столько людей сами обременяли себя такими испытаниями? Даже мосты не выдерживали и раскачивались под таким количеством православных паломников!».
В четыре часа начинает светать, и наш крестный ход устремляется на восход. Через два часа половина пути позади. Выходим из города – вдоль дороги встречаются сонные горожане, кто-то с любопытством выглядывает из окон, кто-то залезает на крышу пригородного дома и фотографирует. Не прерываясь, хором поем молитву. Рассвет встречаем в пути, а когда выходим наконец-то из города, яркое солнце начинает бить в глаза. Нелегко тем, кто несет на плечах иконы. Эти группы по 4 или по 6 человек стараются идти в ногу и не отставать. Пот льется ручьем, лица у всех сосредоточенные, светлые. Легкая дымка в лесу, дорога сужается, темп замедляется, и вот появляется указатель «Ганина яма – 5 км». Как, уже? Неужели почти дошли? И вот тут-то ноги начинают прямо-таки катастрофически быстро наливаться тяжестью и подкашиваться. Приходится идти все медленнее и медленнее. И вот уже группа «Двуглавого орла» где-то впереди, вижу, как удаляются их высоко поднятые хоругви. Рядом идет, взявшись за руки, молодая пара, катят коляски еще несколько семей с детьми. Вот у кого сила духа! Эта картина ломает устойчивые стереотипы о том, что в крестных ходах принимают участие немногочисленные немощные бабушки.
Оказывается, последние километры – самые тяжелые. Кажется, что их не пять, а много больше. 7 часов утра – Ганина яма. Мы добрались! Уже идет молебен на территории монастыря. Из громкоговорителей слышен голос Патриарха:
«Высокопреосвященные и Преосвященные Владыки! Дорогие отцы, братья и сестры! Вознося молитву святым угодникам Божиим, мы просим их быть предстателями пред Богом за землю нашу Русскую, за народ наш, за Церковь нашу, дабы Господь оградил Отечество наше и народ, и Церковь от всякой смуты, от разделений, расколов, от всякой человеческой неправды, дабы хранить нам истину веры и благочестие нашего народа. Верим, что если сохраним это, то сохраним и Россию, и будет страна великой и народ будет процветать. Их молитвами да хранит Господь землю Русскую. Аминь».
А вот и наша палатка. Около нее уже выстроилась очередь. Раздаем уставшим паломникам воду и книги в подарок.
Усталые, но счастливые – мы дошли! И вот тут вспомнились слова дорогого Владыки Алексия (Фролова): «Какое самое большое удовлетворение может испытать человек? От чувства выполненного религиозного долга!». Так и есть. Объединенные молитвой, общим духовным чувством, более ста тысяч человек прошли крестным путем Царя-Мученика – это действительно выдающееся событие. Ночной Царский Крестный ход 2018-го года запомнится мне на всю жизнь. Благодарю Бога, что удостоилась быть участницей этого события. Благодарю всех за единомыслие, дружеское плечо, подбадривающие слова, совместную молитву, за это потрясающее чувство сопричастности и общности, за все, что удалось пережить во время Крестного хода!
И еще. Мы шли скорбным путем, но не было уныния. Было радостное, светлое чувство, ведь день, который мы вспоминали – это не только трагическое событие, но и праздник. Праздник потому, что, приняв мученическую кончину, Царская семья была причислена к лику святых и сегодня она вместе с нами в этой молитве и в этом шествии.
«Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?!»
Прости нас, Государь!
Елена Решетникова